Визит к Азазелло |
|
Андрей СУДЬБИН, фото автора
Желтые,
бежевые, коричневые скалы. Многокилометровые отвесные стены,
расчерченные слоями геологических пород. Черные конусы вулканических
выбросов и лавовые озера. И надо всем - необъятное небо и безжалостное
солнце... Это кратер Махтеш-Рамон, самое сердце древней пустыни Цин, по
которой когда-то сорок лет водил свой народ Моисей.
Если набрать в поисковой системе слова «уникальный природный
памятник» и нажать клавишу Enter, на вас обрушится водопад информации,
вполне сравнимый с Ниагарой (которая тоже в общем-то является одним из
них). Наверное, каждый уголок природы по-своему уникален. И все же есть
места, аналогов которым просто не существует. Именно к таким феноменам
относятся махтеши. Слово «махтеш» в переводе с древнееврейского
означает «ступка». Это огромный кратер с практически отвесными стенами,
со всех сторон окруженный горами. В мире таких всего четыре. Три из них
расположены на территории Израиля,
в пустыне Негев, и еще один - в Египте, на Синайском полуострове. Но
для того чтобы увидеть самый большой и самый фантастический из них,
Махтеш-Рамон, все-таки нужно отправиться в Израиль. Почти все
маршруты по пустыне Негев начинаются в маленьком городке Мицпе-Рамон,
расположенном у самого кратера. Судьба у городка непростая. Возник он в
1954 году как придорожный поселок на трассе Эйлат - Иерусалим. Но
затем была проложена новая, более короткая дорога, и Мицпе-Рамон
постепенно умер. Остались дома и инфраструктура, а жители разъехались -
нет работы, нет жизни, нет будущего. Непорядок - решили хозяйственные
израильтяне. И построили в Мицпе-Рамоне туристический центр с музеем
природоведения, а чтобы стимулировать возвращение населения, освободили
жителей от уплаты достаточно высокого подоходного налога.
Наши соотечественники, приезжая на отдых в Израиль, любят жарить
телеса на коралловых пляжах Красного моря. Европейские любители
активного отдыха предпочитают кататься по пустыне на внедорожниках -
«кораблях пустыни XXI века». Фирм, организующих такие покатушки, в
Мицпе-Рамоне великое множество, но мне их услуги не понадобились.
Судьбы России и Израиля
переплелись самым причудливым образом, и мой однокурсник Борька
Краснов, с которым я делил брезентовый палаточный кров на всех полевых
практиках, стал уважаемым профессором Борисом Красновым, директором
Центра по изучению пустынь, расположенного в том самом Мицпе-Рамоне. В
общем, после неизбежного вечера воспоминаний о романтических днях
бродячей юности в мое распоряжение были выделены принадлежащий Центру
трехдверный Hyundai Galloper и сопровождающий - главный геолог Центра,
кандидат географических наук Иосиф Плахт. Поездка началась с
неожиданного вопроса: «Как, говорите, ваша фамилия? Судьбин? А Вы Женю
Судьбина знаете c кафедры мерзлотоведения МГУ?» Как же мне его не
знать, если это мой родной брат! «А мы с ним когда-то вместе в
экспедиции работали». Так тезис о том, что «мир тесен, а прослойка
тонка», нашел еще одно подтверждение.
Но,
так или иначе, пора отправляться в путь. Знакомство с Махтеш-Рамоном
начинается с обзорной площадки. Если честно, то не верится, что
открывающаяся перед тобой картина расположена на Земле. Марс? Луна?
Планета Плюк в галактике Кин-Дза-Дза, номер двести пятнадцать в
тентуре? С реальностью нас связывает только узкая лента старой
асфальтовой дороги, на обочине которой стоит Galloper. Пока я, затаив
дыхание, рассматриваю картину первозданного геологического хаоса и
щелкаю фотоаппаратом, Иосиф входит в роль экскурсовода и рассказывает о
кратере. Образовался Махтеш-Рамон 5 - 7 миллионов лет назад. Это
котловина длиной 40 км и максимальной шириной 12 км, окруженная
практически вертикальными обрывами высотой 300 - 400 м. Долгое время
ученые спорили о механизме возникновения махтешей. Существовало
несколько теорий - метеоритная, тектоническая и эрозионная. На самом
деле с точки зрения современной геологии механизм возникновения
кратеров выглядит так: они возникли и развивались на тектоническом
поднятии земной коры, так называемой антиклинали. То есть, образно
говоря, это крупные впадины, те самые «ступки», врезанные в
тектоническую арку. До начала формирования Махтеш-Рамона верхняя,
наиболее приподнятая часть арки, сложенная твердыми известняками,
постепенно разрушалась. Как только эрозия достигла рыхлых песчаников,
этот процесс стал развиваться очень быстро. В этот же период к востоку
от будущего махтеша заложилась крупная зона разлома, по которому
происходило опускание тектонического блока (кстати, именно это
опускание привело к возникновению впадины Мертвого моря). Геологический
материал из разрушавшейся арки стал интенсивно выноситься водотоками в
эту опускающуюся структуру, вскрывая в днище махтеша все более древние
слои. Так сформировался кратер в современном виде. Ну что ж,
поехали знакомиться с кратером поближе? Galloper с неуклюжей грацией
прописывает петли асфальтового серпантина и наконец сворачивает на
каменистую грунтовую дорогу. На какое-то мгновение кажется, что вот
сейчас связь с цивилизацией оборвется и мы останемся один на один с
древней пустыней. Но нет, цивилизация не отпускает! Во-первых, дорог в
махтеше довольно много. Кстати, некоторые из них проложены еще
римлянами и набатейцами. Часть дорог вполне доступна для туристических
автобусов, по другим можно прокатиться только на серьезном
внедорожнике. Но в любом случае обочины всех дорожек аккуратно обложены
камнями. Это предупреждение любителям экстрима: съезжать с дорог в
национальном парке категорически запрещается! А во-вторых, на всех
перекрестках стоят... дорожные знаки, в том числе и ограничения
скорости. Россиянину, привыкшему к тому, что границы цивилизации строго
совпадают с границами твердых дорожных покрытий, это кажется просто
непостижимым.
Вот и первая цель нашего путешествия - развалины древнего
караван-сарая. Когда-то через Махтеш-Рамон шел «ароматный путь» -
караванная тропа, по которой пряности доставлялись из Газы в
величественные города набатейского царства, Петру и Авдат. До сих пор
неизвестно, откуда пришли набатейцы и почему они исчезли. После них
остались города-призраки и тайна, разгадка которой не найдена до сих
пор. Изначально набатейцы были кочевым торговым народом. Они не пахали,
не сеяли, не пили вина и не строили домов. Тех, кто нарушал эти табу,
убивали. Все, что у них было, умещалось на горбе верблюда. Никто не
знал пустыню лучше и не умел выживать в пустыне дольше, чем они. На
всем пути из восточной Африки в Палестину набатейцы рыли водосборники
для дождевой воды. Караваны узнавали о наличии водосборника по
определенным знакам. За полгода караван набатейцев, который иногда
насчитывал до 10 тысяч верблюдов, мог пройти 3000 километров. Старых
животных сменял родившийся в пути молодняк. Мясо умерших животных
набатейцы использовали в пищу, а кости - как подручный материал. К
примеру, самый древний текст Корана был написан на бедренной кости
верблюда и его автором был набатеец.
До сих пор не ясно, кому набатейцы поклонялись и что покупали у
средиземноморских купцов, но точно известно, что сами они торговали
пряностями и благовониями. Да так успешно, что практически без войн
подчинили себе территорию, которая сегодня принадлежит Иордании, Сирии
и Израилю. Но затем они нарушили древний закон, начали строить города,
и это стало началом конца великой цивилизации. Но пока города стояли,
между ними курсировали караваны.
За день верблюд может пройти порядка тридцати километров. На таком
расстоянии друг от друга и располагались караван-сараи. И хотя без
роскоши жили древние караванщики, но - удобств не чурались. Даже ванны
имели... А воду-то, воду откуда брали? Чтобы получить ответ на этот
вопрос, достаточно пройди несколько десятков метров, отделяющих стены
караван-сарая от Вади-Рамон - пересохшего русла реки Рамон. За
перегибом речной террасы неожиданно открывается густая тропическая
зелень, совершенно невероятная в этом царстве выжженного камня.
В VII веке пали могучие города, прекратил свое существование
«ароматный путь», а вода по-прежнему пробивается меж камней, охраняя
островок жизни в этом мире скал и беспощадного солнца. Кстати, раньше
считалось, что Авдат и Петру разрушили пришедшие туда арабы. Но
последние геологические данные говорят, что причиной гибели городов
стало мощное землетрясение, а приход арабов лишь совпал с ним по
времени.
Мы едем дальше. Остались позади накатанные туристические маршруты,
бутафорская «бедуинская деревня», где экскурсантам, приехавшим на
сверкающих автобусах, предлагают бедуинский чай и крепкий ароматный
кофе. Дорога все чаще начинает напоминать трассу рок-кроулинга, а из
всех признаков человеческого присутствия остаются только камешки на
обочине. В общем и целом Galloper успешно справляется с каменными
уступами и осыпями, хотя, честно говоря, я не уверен, что мы смогли бы
повторить наш путь в обратном направлении. Все же прыгать вниз с
полуметровой каменной ступеньки проще, чем карабкаться на нее снизу
вверх.
Очередная остановка около скальной стены, в которой горизонтальные
слои рассечены по вертикали мощными дайками. Дайка - это узкое,
протяженное геологическое тело, возникающее при выбросе магмы через
вертикальные трещины. Тектоническое смещение разорвало скалы, обнажив
всю структуру горных пород. Дело довершила эрозия, и дайки выступили
наружу, как мощные контрфорсы крепостных стен.
И снова камни самых причудливых форм, и солнце, безжалостное солнце
библейской пустыни. Так могла бы выглядеть дорога в ад. Недаром древние
еврейские верования считали именно Махтеш-Рамон обиталищем Азазела
(Азазиила), демона безводных мест и знаменосца адского войска.
В написанной во втором веке нашей эры книге Еноха описана подробная
история этого падшего ангела, одного из вождей стражей неба, вступивших
в брак с земными женщинами. Детей этих браков Азазел вдохновил на мятеж
против Бога. За это Всевышний приказал архангелу Рафаилу: «Свяжи
Азазела и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая
находится в Дудаеле (котловина Божья), и опусти его туда, чтобы он
оставался там навсегда...» Вот так, сокрытый тьмой, Азазел ждет Судного
дня, чтобы быть брошенным в вечный огонь. O нем же пишет А. В.
Амфитеатров в «Дьяволе»: «Евреи слишком долго жили кочевниками в жгучих
пустынях, чтобы не вынести из них мифа о царящем в них злом духе
Азазеле - быть может, отголоске египетского Сэта, подчиненным которому
египтяне считали Синайский полуостров. Пресловутый обычай выгонять в
жертву этому Азазелю «козла искупления», нагруженного грехами Израиля,
общеизвестен. Он держался едва ли не до падения иудейской
государственной самостоятельности». Азазел научил людей делать оружие -
мечи, луки и стрелы, а женщинам подарил порочное искусство косметики.
Михаил Булгаков, работая над «Мастером и Маргаритой», тщательно изучил
всю эту демонологию. Не случайно Азазелло носит за поясом кривой нож, и
не случайно именно он передает Маргарите волшебный крем...
Как ни жаль, но приходит время покинуть Махтеш-Рамон - узилище
мятежного духа. Нашему проводнику пора возвращаться в лабораторию, мне
- пересесть за руль маленького Hyunday Getz и ехать в Эйлат, а работяге
Galloper - везти в поле очередную научную группу. Но если вам повезет и
вы окажетесь в Израиле, не поленитесь, выберите время и посетите
Махтеш-Рамон. Другого такого места на земле нет.
Источник: http://209.85.129.104/search?q=cache:S98XdHxqdiEJ:www.club4x4.ru/journal/archive/%3F345%26type%3Drubric+4%D1%854+%D0%B8% |